Strobist.ru
про фотографический свет

Прямой свет от фотоспышки - очень жесткий. Для его рассеявания применяются различные устройства, например, зонты.

Фотографический зонт - это самый настоящий по конструкции зонт.

Отличается от бытовых дождевых зонтов прежде всего тем, что ручка его не заканчивается изгибом или набалдашником (чтобы можно было вставлять его в крепления), материалом (тканью) и иногда возможностью легкой замены материала (ткани). А в остальном - это обычный зонт.

Кстати, фотографический зонт можно сделать и самому из бытового дождевого или солнцезащитного зонта или даже использовать эти зонты без переделок как фотографические.

Зонты бывают:

Полупрозрачные зонты, работающие не на отражение, а на просвет, дают слишком много паразитных засветок в небольших помещениях, хотя и рассеивают они более-менее неплохо. Более подробно отличия зонтов на отражение от зонтов на просветку см. http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?topic_id=250653 и вот это http://club.foto.ru/forum/17/385259 Однако человеческая мысль перед этой проблемой не спасовала. И для увеличения эффективности зонтов придумали зонты-софтбоксы. Они сравнительно недавно в широкой продаже появились. Их уж точно нельзя спутать с дождевыми зонтами - у зонта-софтбокса 2 рабочих поверхности:

Зонты софт-боксы при практически той же компактности и скорости сборки-разборки работают эффективнее обычных зонтов.

Разумеется настоящий софт-бокс, будучи больше по глубине, дает лучший свет, но для работы на выезде и зонт-софтбокс может оказаться полезным.

Вот мнение о таких зонтах: http://club.foto.ru/forum/17/316695

Отражающие зонты бывают:

У многих моделей зонтов ткань может сниматься, тем самым зонт может модернизироваться:

Отражающие зонты дают более мягкий свет при приближении к объекту съемки. При удалении отражающего зонта от объекта съемки свет становится более жестким. Обычное расстояние от зонта до объекта съемки при съемки портретов - это примерно 1-5 диаметров зонта.

Полупрозрачные зонты, работающие на просвет являются компактной альтернативой софт-боксов:

Размеры (диаметр) зонтов бывают очень и очень разными. Чем меньше зонт, тем более жесткий свет с его помощью получается.

Каковы должны быть размеры зонта? Читал на одном из фотофорумов такое мнение, что "зонт диаметром менее 100 см - это деньги на ветер". Не совсем согласен с таким категоричным утверждением, но, все же, применимость зонтов диаметром менее 100 см, действительно, очень ограничена.

Если учесть, что одна из самых компактных среди более-менее универсальных стоек для света Manfrotto 001B в сложенном состояние с накрученной на нее головой для установки вспышки и зонта (с отдельной регулировкой угла наклона зонта и угла наклона вспышки) имеет длину около 55-60 см, а зонт диаметром 110 см в сложенном состоянии имеет длину 70-75 см, то можно сделать вывод, что пользоваться зонтом диаметром менее 80 см из экономии места для его переноски смысле не имеет. Стойка для установки зонта все равно будет занимать больше места.

Общая рекомендация для стробиста, предпочитающего мобильные решения - для большинства портретов зонт диаметром 105-115 см (если изготовитель зонта применяет не европейскую и не российскую метрическую маркировку в см и м, а ориентированную на США дюймовую маркировку, то это будет около 43 дюймов) - такой зонт с одной стороны, более-менее неплохо рассеявает свет, с другой стороны, более-менее компактен, влазит в большие репортерские сумки и не позволяет использовать сумки, габариты которых не превышают частоиспользуемые ограничения в транспортных и почтовых компаниях на размер багажа.

Если переноска зонта и/или его размещение в помещении не составляет особых проблем, то не лишним для портретной съемки будет и зонт 150 см в диаметре.

Зонт должен быть закреплен как можно дальше от вспышки. Вспышка закрепляется вертикально. Направление света вспышки - в центр зонта.

Еще неплохая статья: http://www.smart-alien.ru/raznoe/my_articles/foto/zonti/